Великие Короткие Метры. Часть 1
Национальный Центр Александра Довженко продолжает проект «Великие Короткие Метры». Основу второй подборки «Великих Коротких Метров» составляют дебютные и короткометражные работы классиков украинского кинематографа, снятыев 70- х годах. Эти фильмы, часто недооценены и малоизвестные, являются своеобразными культурными событиями, навсегда изменившие как художественный ландшафт Украины, так и персональные истории режиссеров.
Десять фильмов таких кинокорифеев, как Виктор Гресь, Борис Ивченко, Владимир Бортко, Игорь Минаев и др., вошедших во второй выпуск «метров», сегодня можно рассматривать как своеобразное зеркало непопулярной у историков и обывателей эпохи 1970-х, что в наши времена интерпретируется преимущественно в терминах «застоя» и «стагнации».
В противовес этим стереотипам, фильмы собрания представляют характерный срез советских кинематографических семидесятых с их оптимистичным лиризмом и вниманием к маленькому человеку, его чувствам и нравственного становления. Отобранные по авторско-хронологическому принципу, в своей совокупности, короткометражные фильмы образуют неожиданно целостный кинопортрет эпохи и характерной для нее проблематики, которую можно обобщить термином «гуманистическая утопия».
Любовь («Слепой дождь» , «А ну ее, эту любовь», «Повторение», «Старик»), взросление («Продается щенок», «Слепой дождь», «А ну ее , эту любовь», «Старый») , старость и одиночество («Один день осени»), этический выбор на грани личного и публичного («Доктор», «Остановите Потапова») - все эти фильмы, простые по форме, учат ответственности и рефлексируют над тем, что такое «быть настоящим человеком».
Несколько особняком в подборке стоят «Ритмы театрального» Валентина Марченко и «Повторение» Бориса Ивченко: максимально далекие по жанру (мюзикл и документальный фильм), эти картины не только близкие тематически (рассказывают о работе творческих коллективов), но своей хвалебной и одновременно непритворно приветственной форме довершают утопический автопортрет эпохи.
Если в состав первой части «Великих Коротких Метров» вошло несколько запрещенных фильмов шестидесятых, то значительное количество картин из второго выпуска наоборот была отмечена наградами на советских и международных фестивалях - среди которых можно выделить международный фестиваль «Молодость», ровесник десятилетия (основан в 1970 - году) и плацдарм для талантов начинающих.
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ, 92 мин
СЛЕПОЙ ДОЖДЬ, 1969, 28 мин
Режиссер: Виктор Гресь («Новые приключения янки при дворе короля Артура»)
В ролях: Эльвира Осипова, Станислав Бородокин, Лев Перфилов, Саша Колосницин
Жанр: музыка, мелодрама
Гран-при "Золотая нимфа" «За лучшее воплощение произведения» на МКФ в Монте-Карло (Монако, 1970 год), Диплом жюри за режиссуру Всесоюзного фестиваля телефильмов (Ленинград, 1969 год)
Поэтический кино-рассказ о первой любви главного героя Саши в соседней девушке Елене, юных жителей города Киева. Он беззаботный и абсолютно открыт для Мира. И разница в возрасте с девушкой и насмешки сверстников не разрушат светлое чувство, которое впервые переполняет сердце юного киевлянина.
А НУ ЕЕ, ЭТУ ЛЮБОВЬ..., 1975, 10 мин
Режиссер: Ярослав Ланчак
Жанр: Мелодрама, семейное
Знак Международного Кинофестиваля «Молодость» (Киев, 1976 год)
Детство, школа, первая любовь. Сердце главного героя в поиске той, которая сможет разделить с ним все радости юной жизни. Но, Любовь - это не только удовольствия, но и ответственность. Делать вместе домашние задания, делиться мороженым, переживать, когда Она заболеет и защищать от дерзости одноклассников. Все это не просто, но вместе с тем очень интересно и приятно.
ПРОДАЕТСЯ ЩЕНОК, 1976, 28 мин
Режиссер: Андрей Бенкендорф (сериал «Бандитский Петербург»)
В ролях: Борис Дорошенко, Георгий Кишко
Жанр: комедия, драма, семейный
У мальчика Феди есть щенок «фокстерьера», беспородный и беспризорный. И его строгий отец против того, чтобы тот жил у них дома. Чтобы найти щенку хозяина, который не просто возьмет его в свой ??дом, но и будет ему Другом, Федя, вместе с соседом-матросом, отправляются на «птичий рынок» родного города в поисках «человека».
СТАРИК, 1979, 26 мин
Режиссер: Ефим Гальперин (сериал «Ералаш»: «Бля», «Санитарная зона», «Дом с привидениями» и другие)
В ролях: Сергей Свечников, Кирилл Батурин, Ирина Кириченко, Лариса Кузьмина
Жанр: комедия, драма
Приз зрительских симпатий, Приз прессы и Приз жюри МКФ «Молодость» (Киев, 1987)
Сергей - инженер БАМа («Байкало-Амурская магистраль») и у него только один день на то, чтобы встретиться с девушкой, учительницей начальных классов, которая ему небезразлична. Но вот проблема, она не желает его видеть ... Чтобы найти выход из щекотливой ситуации, Сергей обращается к Кириллу - случайного знакомого, ученика средних классов, который имеет авторитет в школе и, на удивление, опыт в любовных делах.
РИТМЫ ТЕАТРАЛЬНОГО, 1978, 17 мин
Режиссер: Валентин Марченко
Жанр: музыка, документальный
В работе над фильмом принял участие известный украинский ансамбль «Заспив».
Киев. Государственный Институт Театрального Искусства имени Карпенко-Карого открывает свои двери и приветствует новых студентов, будущих творцов: режиссеров, актеров, операторов и сценаристов. Искусство творится здесь и сейчас!