Великие Короткие Метры. Часть 2

Великие Короткие Метры. Часть 2

Национальный Центр Александра Довженко продолжает проект «Великие Короткие Метры». Основу второй подборки «Великих Коротких Метров» составляют дебютные и короткометражные работы классиков украинского кинематографа, снятыев 70- х годах. Эти фильмы, часто недооценены и малоизвестные, являются своеобразными культурными событиями, навсегда изменившие как художественный ландшафт Украины, так и персональные истории режиссеров.

Десять фильмов таких кинокорифеев, как Виктор Гресь, Борис Ивченко, Владимир Бортко, Игорь Минаев и др., вошедших во второй выпуск «метров», сегодня можно рассматривать как своеобразное зеркало непопулярной у историков и обывателей эпохи 1970-х, что в наши времена интерпретируется преимущественно в терминах «застоя» и «стагнации».

В противовес этим стереотипам, фильмы собрания представляют характерный срез советских кинематографических семидесятых с их оптимистичным лиризмом и вниманием к маленькому человеку, его чувствам и нравственного становления. Отобранные по авторско-хронологическому принципу, в своей совокупности, короткометражные фильмы образуют неожиданно целостный кинопортрет эпохи и характерной для нее проблематики, которую можно обобщить термином «гуманистическая утопия».

Любовь («Слепой дождь» , «А ну ее, эту любовь», «Повторение», «Старик»), взросление («Продается щенок», «Слепой дождь», «А ну ее , эту любовь», «Старый») , старость и одиночество («Один день осени»), этический выбор на грани личного и публичного («Доктор», «Остановите Потапова») - все эти фильмы, простые по форме, учат ответственности и рефлексируют над тем, что такое «быть настоящим человеком».

Несколько особняком в подборке стоят «Ритмы театрального» Валентина Марченко и «Повторение» Бориса Ивченко: максимально далекие по жанру (мюзикл и документальный фильм), эти картины не только близкие тематически (рассказывают о работе творческих коллективов), но своей хвалебной и одновременно непритворно приветственной форме довершают утопический автопортрет эпохи.

Если в состав первой части «Великих Коротких Метров» вошло несколько запрещенных фильмов шестидесятых, то значительное количество картин из второго выпуска наоборот была отмечена наградами на советских и международных фестивалях - среди которых можно выделить международный фестиваль «Молодость», ровесник десятилетия (основан в 1970 - году) и плацдарм для талантов начинающих.

 

ЧАСТЬ ВТОРАЯ, 82 мин

ОДИН ДЕНЬ ОСЕНИ, 1972, 22 мин

Режиссер: Вилен Новак («Принцесса на бобах», «Гу-га»)

В ролях: Владимир Дорофеев, Вера Кузнецова, Елена Алексеева, Наталья Радолицька

Жанр: драма

Глубинка. Дед и Бабка живут своей будничной, сельской жизнью. Старче время от времени пытается втихую выбраться в райцентр, а Бабушка не устает караулить за своим мужем. И все же, когда ему удается «вырваться» из дома, первым делом Дедушка наведывается не к местному магазину «за пол литра», а на Почту, где покупает конверт с маркой и готовым штампом...

 

ДОКТОР, 1973, 24 мин

Режиссер: Владимир Бортко («Собачье сердце», «Тарас Бульба», «Идиот»)

В ролях: Лесь Сердюк, Кира Муратова, Владимир Наумцев, Валентина Бражник

Жанр: драма

Гран-при Международного кинофестиваля «Молодость» (Киев, 1973 год). Первый фильм, и один из немногих, в котором режиссер Кира Муратова сыграла эпизодическую роль.

Онкологи, излечивая людей от рака и ставя опыты на животных, ищут выход - лекарства и виды профилактики от болезни, которая разрушает не только жизнь, но и души людей. Врач-ученый (Лесь Сердюк) борется с бюрократией, слабохарактерностью коллег и собственным Дьяволом.

 

ПОЮЩАЯ ТОЧКА, 1975, 10 мин

Режиссер: Игорь Минаев

Жанр: музыка, документальное

В работе над фильмом принял участие известный украинский детский хор «Щедрик».

Быть дирижером детского хора - это не работа. Это отдельная жизнь, призвание, судьба. Надо иметь особый талант и терпение, чтобы уметь передавать любовь к музыке, чувство каждой ноты, мелодии в целом - детям. Доносить прекрасное в каждое сердце, душу, трансформируя в отдельном голосе и смешивая в один хор - выплеснуть гармоничным, идеальным, божественным. Это искусство!

 

ПОВТОРЕНИЕ, 1970, 9 мин

Режиссер: Борис Ивченко («Пропавшая грамота»)

В ролях: Галина Польских, Борис Зайденберг

Жанр: драма

Дебютная работа известного украинского режиссера Бориса Ивченко - поэтическая короткометражка, участие в которой приняла еще малоизвестная, талантливая Галина Польских.

Зима. Он и Она встречаются на берегу моря. Чувство исчезли вместе с последними теплыми лучами солнца, но безудержное желание почувствовать «миг любви» снова приводит их туда, где они встретились впервые.

 

ОСТАНОВИТЕ ПОТАПОВА, 1975, 23 мин

Режиссер: Борис Небиеридзе (сериал «Роксолана»)

В ролях: Владимир Попков, Ирина Реус, Елена Мелешкина, Татьяна Якименко

Жанр: драма

Потапов - лжец и приспособленец. Но он даже не догадывается о том, что делает аморальные поступки. Он - такой же как все, не лучше и не хуже ... Ведь быть подонком проще, чем человеком.

Партнери