Каліка з острова Інішмаан

Каліка з острова Інішмаан



ГРАН ПРИ фестиваля театров «Молоко» 2016 Одесса.

Мартін МакДонах

Ірландська комедія

Ведущий театральный критик Украины Олег Вергелис пишет:

«Спектакль (из Ровно) о крикливых идиотах, населяющих Остров Невезения в черной комедии Мартина МакДонаха, — внутренне тихий, трепетный, местами пронзительный. Знаменитого ирландского драматурга, циничного сентиментального пересмешника, в Украине только-только начинают смаковать. Только начинают к нему подбираться …

Внутренняя жизнь ровенской истории на основе МакДонаха, на мой взгляд, совершенно индивидуальная, предполагающая собственные законы и особенности. У МакДонаха (во многом) трагическое рождается из комического, соответственно, комическое — внутри трагедии, а абсурд — внутри всего. В ровенском "Калеке" (режиссер Владимир Петрив) трагическое и комическое возникает (одновременно) — из обыденного. Из повседневного. Из того, что мы понимаем под словосочетанием "ход времени".

Само Время в этой сценической истории остановилось. На проклятом ирландском острове, где взрослые — как дети, а дети — как взрослые, счет времени потерян и необязателен. Посему Время течет как жидкость в капельнице. Капля за каплей. Никуда не спеша. И редко кого исцеляя. Стеснительный калека Билли (актер Игорь Николаев), пребывает в компании оглашенных веселых соплеменников-островитян (Хелен, Кейт, Эйлин, Джонни Патринмайк, Бартли и другие). Ощущая и свое родство с ними, и свою же отстраненность от них.

Нетрагическая порченность этого Билли — лишь внешний фасад. Его скрюченное тело, его сбивчивая речь (он, ко всему, еще и заика). Во всем остальном — в том, что трепыхается глубоко-глубоко под лохмотьями — он свят, чист и ничем не испорчен.

Этот спектакль такой же, как и его главный герой — грустный, щемящий, наполненный болью, в чем-то возвышенно старообрядный. В самом МакДонахе он (спектакль) привечает слой гуманизма, соседствующего в этом же тексте рядом с другими интересными словами. А в герое МакДонаха он (спектакль) видит не юродивого, а скорее — юродствующего (почувствуйте разницу), поскольку на проклятом острове нет календаря, время течет сквозь пальцы.

Режиссер-постановщик - Владимир Пэтрив.
 

Партнери